Христианская вера всячески боролась с язычеством. Старалась искоренить любую информацию. Карала за идолопоклонничество. В результате, до наших дней дошли лишь отрывочные сведения о верованиях той эпохи, крошечными жемчужинами разбросанные по археологическим памятникам, летописям, хроникам, запискам иностранных путешественников, и церковным поучениям по борьбе с язычниками. Сложенные вместе, эти артефакты позволяют воссоздать основные религиозные черты, восстановить исторически верные значения древних оберегов.
Обереги древних славян многолики. Их носили на груди, одеждах. Изображали на постройках, стягах, оружии. Одевали как перстни, браслеты. Укладывали фигурки в положенное место. Многообразным был выбор материалов. Дерево, камни, ткани, коренья, кости - в ход шло любое подручное сырье. Умение работы с металлами тут же воплотилось в искусстве исполнения древнего оберега. Серебро тонко влияло на магические функции. Золото умножало энергетическую мощь. Современные технологии породили практичные стальные, титановые, пластиковые вариации оберегов славян.
Соблюдалось точное разделение по области применения. Существовали талисманы женские, мужские, универсальные. С силами, заключенными в некоторых, могли совладать только умелые жрецы. Нередко, то, что можно было употреблять вне брака, категорически не рекомендовалось семейным, и наоборот. Много значил характер деятельности владельца. Ни к чему художнику, поэту в период творения справедливая злость защитника отечества. В бою воин вспоминает об урожае в последнюю очередь.
Великое разнообразие восстановленных изображений можно разделить на несколько крупных групп.
Во-первых - это чертоги - шестнадцать секторов солнечного календаря, Сварожьего круга. Зная свой чертог, человек мог предугадать собственные склонности, спланировать свое развитие, совершить меньше проб и ошибок для обретения благополучия.
Во вторую - солярные знаки. В том или ином виде они символизировали непрерывное движение солнца по небосводу, его энергию, питающую все живое на земле. Иллюстрирующие вращение по ходу светила, использовали возможности материального мира. Противосолонь делал доступными потусторонние инструменты. В их начертаниях непредсказуемым образом переплетались вселенские стихии и первоэлементы. За многими стояли божественные покровители.
Третья группа фиксировала элементы окружающей обстановки или мифологии. Тут можно встретить священных животных - волка, птицу счастья, сокола, дракона, грифона, змею, медведя. Предметы из повседневной жизни - секиру, молот, дракар, ножницы, топор, ключ.
Представители этих множеств причудливо комбинировались для усиления нужного действия. Кроме того, для требуемого акцента на амулет наносились одиночные руны или целые рунные фразы.