Статьи статьи

Обереги для дома

Славянская мифология – основные культы, обычаи и духи.

Главная·Статьи·Перун – грозный Бог славянского пантеона.

Перун – грозный Бог славянского пантеона

Перун – это славянский бог-громовержец, покровительствующий князю и дружине. В «Повести временных лет» бог Перун возглавлял пантеон князя Владимира1 и до принятия христианства считался основными божеством. В соответствии со сказаниями и мифами древних славян, Перун - сын Сварога и Лады, управляет громом и грозой. Даже само имя громовержца переводится, как «разящий» и происходит от глагола «ударять»2. Славянский бог был могучим и храбрым воином, а молнии были его стрелами.Разумеется, бился бог Перун не против мелких земных врагов, а против сил Нави, охранял Светлых богов и людей от злых сил. Однако обращал внимание и на своих детей – славян. Дети Перуна могли получить поддержку и покровительство грозного бога, они славили его после победы над врагом и приносили жертвы для завоевания победы. Особо чтили Перуна воины – символы, посвященные грозному богу, выбивались на оружии, щитах и доспехах, воины носили амулеты с этими знаками на груди в виде талисманов, которые помогали обрести храбрость, добыть победу и сохранить жизнь.

Как выглядел бог Перун?

Перуна представляли, как немолодого мужчину с серебряными волосами и золотыми усами и бородой. В народных сказаниях остались упоминания этого бога, разъезжающего на небесном коне или колеснице. Гром во время грозы и был грохотом божественной колесницы.

В некоторых областях бог представлялся, как гневающийся мужчина с рыжей бородой, тогда как волосы его были черно-серебряные, под цвет грозовой тучи, и клубились также, развиваясь вокруг грозного лика. Одной из птиц, посвященной этому богу, была черно-белая сорока, а в колесницу Перуна запрягали не только крылатых коней, но и белых птиц. Также Перун мог принимать разные обличия, например, могучего лесного быка Тура, который считался священным животным, посвященным божеству.

Войны Перуна – с кем боролся бог?

Поскольку громовержец был, прежде всего, воином, стоит упомянуть о его битвах и оружии. Как уже говорилось ранее, оружием славянского бога считались лук и стрелы – молнии. Кроме того, известным оружием Перуна были палица и топор или секира. Многочисленные амулеты в виде топориков, найденные археологами в разных частях древней Руси, привязанных к пребыванию княжеской дружины, только подтверждают этот факт.

Считалось, что амулеты в виде топорика Перуна отдавались отрокам перед постригом. Сначала отрок носил этот топорик в качестве оберега для получения покровительства божества, а после вступления в дружину, как признак принадлежности к ней и высокого статуса, который обеспечивала элитная воинская каста3.

Что касается врагов бога, ими выступали разные твари из мира Нави, которые стремились проникнуть в Явь и навредить людям. Например, существует сказание, в котором Перун побеждает трехглавого змея, который вознамерился похитить его будущую жену – Диву. В этом сказании дело начинается с раздора между двумя богами – Перуном и Велесом. Стоит упомянуть, что оба бога упоминались в ценном для истории документе – договоре 971 года, в котором описаны условия несоблюдения: « … да будем прокляты Богом, в которого веруем, Перуном и Волосом, скотьим богом…».

Несмотря на раздоры, по легенде Волос и Перун объединяются, чтобы победить Змея, который пытался украсть дочь Велеса – Диву. После победы над чудовищем происходит обручение Дивы и Перуна и последующее рождение отважной Деваны.

Символы бога  Перуна

Славянский бог Перун имел свои символы, которые отражали его и могли носиться славянами как обереги или использоваться в различных обрядах. Неотъемлемый атрибут и символ Перуна – это могучее дерево дуб. Константин Багрянородный, живший в X веке, описывает ритуал, связанный с дубом, расположенным на острове Хортица. Около этого дуба совершались жертвоприношения – подносили петухов, втыкали в землю стрелы – атрибут Перуна или оставляли кусочки мяса. Южные славяне поклонялись Илье-Пророку – христианскому образу, снятому с Перуна, на холмах с дубравами4. Холмы и возвышенности также были символом бога – капищу и идолу бога, как правило, устраивали именно на таких местах.

Еще один символ Перуна - голубой ирис, который отразился и в устройстве капище для бога, капища имела форму этого цветка с шестью лепестками. «Лепестки» этого цветка дополнялись ямами, в которых горел священный костер, а в серединке цветка располагался идол Перуна и алтарь5. Посвящен богу и еще один растительный элемент – перунов цвет или цветок папоротник. По легенде в ночь на Ивана Купала можно было обнаружить перунов цвет, который даровал нашедшему путнику богатство. Однако до этого надо было преодолеть много опасностей – ночью в темном лесу нечисть сбивала искателей с толку, прятала заветный жар-цвет и не давала приблизиться к нему.

Известным славянским символом Перуна был грозовик - коловрат с шестью лучами, направленными противосолонь. Мужской символ использовался славянами для защиты своего Рода, а его перевернутое положение рождает другой символ – громовник, который имеет более мягкое начало. Последний оберег также часто называли колесо Перуна и не только носили в качестве оберегов, но и вырезали на прялках, ставнях, кровлях. Колесо Перуна похоже на цветок Ириса с шестью лепестками, и этот обережный орнамент помогает получить покровительство бога, защиту от злых сил, храбрость и мужество.

Перунов день – особенности праздновани

Славяне, дети Перуна, праздновали день 20 июня, посвященный грозному богу-воителю. В этот день все мужчины, посещающие зачин, должны были взять с собой оружие – нож, топор или что-то другое. Воины совершали шествие с песнями, прославляющими Перуна. На Перунов день освящали оружие – мечи, топоры, копья и булавы укладывались перед капищем. В жертву Перуну приносили быков или петухов, после чего на крови жертв заговаривали оружие, а также мазали ей головы воинов, участвовавших в зачине.

После зачина Перунов день обязательно включал в себя постановочный бой Перуна с Велесом, известный по легенде, а по окончании ладья с дарами богу ставилась на жертвенный камень – краду и поджигалась. Праздник был наполнен боями – после того, как дары богу прогорали, её закапывали и начинались бои на «тризне», а по завершению праздника жрецы советовали воинам провести ночь с женщиной, поскольку воин должен одерживать победы не только на поле боя. Кроме того, в этот день вызывали дождь – для этого обливали водой одну из женщин, специально выбранную для «жертвы».

Список использованной литературы:

1. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. Глава 9. Языческая реформа Владимира.
2. Иванов В. В. К этимологии балтийского и славянского названий бога грома, 1958
3. Макаров Н. А. Древнерусские амулеты-топорики / Российская археология. — 1992
4. Иванов Й. Культ Перуна у южных славян , 2005.
5. Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей, 1974.